Управление факторами, приводящими к синдрому «дырявого кишечника» у сельскохозяйственных животных и птиц.

Более 70% иммунной системы хозяина локализовано в желудочно-кишечном тракте и ее поддержка имеет первостепенное значение для сохранения здоровья животных. Как только иммунные функции кишечника нарушаются, патогены и токсины могут убивать клетки кишечника и ослаблять клеточные соединения, которые «склеивают» эти клетки вместе. В результате мы сталкиваемся с «гиперпроницаемостью кишечника» или с «синдромом дырявого кишечника», что позволяет патогенам и токсинам попадать в кровообращение. В лёгких случаях животные тратят энергию на поддержание воспалительного ответа, что приводит к потерям в продуктивности и эффективности. В тяжёлых случаях у животного развивается кровоизлияние в кишечнике: кровь просачивается в просвет кишечника, образуются поражения.
Ослабление слизистой оболочки и синдром дырявого кишечника помогают объяснить ряд проблем со здоровьем и продуктивностью, таких как рост случаев респираторных заболеваний крупного рогатого скота (BRD), абсцессы печени и даже метриты, связанные с кишечными патогенами. Именно таким образом микотоксины попадают в кровь, ткани и органы через «гиперпроницаемый» кишечник.
Рисунок 1 иллюстрирует процесс в здоровом и ослабленном кишечнике. Слева — изображение здоровой кишечной оболочки. Поверх клеток слизистой оболочки кишечника находится толстый слой слизи. В этом слое слизи обитают бактерии, которые защищают поверхность кишечных клеток, вытесняя патогены и выделяя антимикробные белки. Слизистый слой также служит барьером от повреждений кишечных клеток микотоксинам.

сельманакс_3.jpg

Если патоген всё же проходит через этот слизистый слой и убивает кишечную клетку, иммунная система (лейкоциты) может активироваться и уничтожить патоген до того, как он попадёт в кровоток. В этом случае всё равно теряется абсорбционная функция и возникает энергетическая потеря из-за воспаления, но пока кишечник здоров, клинические симптомы могут не проявляться. В такой ситуации отмечаются снижение продуктивности, которое кажется необъяснимым исходя из схемы кормления. Справа показано, что происходит, когда слизистый слой истончается. Комменсальные организмы становятся менее многочисленны, и патогены (и токсины) получают доступ к кишечным клеткам, уничтожая многие из них, что приводит к более выраженному синдрому дырявого кишечника. Патогены не только попадают в кровоток, но и могут колонизовать кишечник, вызывая более тяжёлые клинические проявления. Диарея может становиться выраженной, а слизь в фекалиях становится заметной. Как только патогены попадают в кровоток, они могут колонизировать печень, почки и лёгкие, вызывая абсцессы печени и респираторные расстройства. Микотоксины получают доступ к кишечным клеткам, дополнительно разрушая их, попадают в кровь и наносят ущерб тканям и органам.

Встает вопрос: «Как можно укрепить слизистый слой и кишечный барьер, чтобы предотвратить потери здоровья и производительности у животных?»

Для решения данной проблемы была разработана кормовая добавка CELMANAX, которая обладает про- и пребиотическим эффектом и действует сразу в нескольких направлениях:

·       Поддерживает иммунную функцию кишечника (Fang et al., 2022)

·       Стимулирующей рост полезной микрофлоры (Zhen et al., 2023; Froebel et al., 2020A)

·       Снижает заражение патогенами (Raabis and Ollivett; Lucy et al.; Walker et al.; Hofacre et al.; Huff et al.).

·       Защищает кишечные клетки от повреждений микотоксинами не только посредством «связывания» (Baines et al.).

·       Обладает способностью уменьшать системный воспалительный отклик (Danielo et al.), когда животные подвергаются стрессу.

 Эффективность действия CELMANAXTM доказана многочисленными исследованиями, результаты которых согласуются как с данными млекопитающих, так и птиц. Исследования, подтверждающие эти утверждения, приведены в списке литературы ниже.

Активными компонентами CELMANAXTM являются «Рафинированные функциональные углеводы» (Refined Functional Carbohydrates, RFCs), которые получены путем ферментативного гидролиза инактивированной клеточных стенок Saccharomyces cerevisiae (манноолигосахариды — МОС, β-1,3- и β-1,6-глюканы и другие полисахариды) до более простых короткоцепочечных сахаров, создавая высокоактивную фракцию функциональных углеводов. Эти простые олигосахаридные единицы показали способность подпитывать комменсальные организмы кишечника, поддерживая муцинный (слизистый) слой (пребиотическое действие).

Ещё одна защитная функция малых единиц маннозы и маннанов заключается в том, что определённые патогенные бактерии с пили I типа (палочковидные выступы на их поверхности) будут связываться с маннановыми субединицами, что делает их неспособными прикрепляться к эпителию кишечника для колонизации или разрушения клеток (Froebel et al. 2020B). Среди таких патогенов — Salmonella, E. coli, Campylobacter и другие. Дозировки CELMANAXTM рассчитаны так, чтобы было связано достаточное количество патогенных микроорганизмов, чтобы дать кишечнику возможность восстановиться. Как профилактическая мера, CELMANAXTM предотвращает развитие инфекций изначально.

Рисунок 2. МОС блокирует рецепторы связывания патогена с клетками кишечника.

сельманакс_4.jpg

Фракция бета-глюканов выполняет две биоактивные функции. Одна из них — способность связывать микотоксины (есть данные в архивах). Однако это не основная функция. Более важно то, что CELMANAXTM — единственный продукт, полученный из дрожжей, который показал способность предотвращать разрушение эпителиальных клеток кишечника и выполнять защитную функцию. Например, дезоксиниваленол (DON) слабо связывается CELMANAXTM (как и любым другим адсорбентом микотоксинов). Тем не менее, когда кишечные клетки культивировали с CELMANAXTM, DON не мог разрушить и нарушить эти клетки (Baines et al.).

Функциональные единицы бета-глюканов также известны способностью модулировать иммунный ответ. Животные, подвергшиеся разным видам стресса, демонстрировали положительные реакции при кормлении CELMANAXTM — выражавшиеся в смягчении воспалительного ответа (Danielo et al.; Yuan et al.).

Рисунок 3. Исследование влияния CELMANAX и антибиотика на изменение уровня мРНК генов, связанных с иммунной функцией, в селезенке бройлеров.

сельманакс_5.jpg

В заключении, мультифакторная природа синдрома «дырявого кишечника», включая общий стресс от условий содержания, наличия корма и воды, гигиены, воздействие патогенов и микотоксинов, требует комплексного профилактического подхода для защиты животных. Накопленная за долгие годы доказательная база эффективности CELMANAXTM  свидетельствует о том, что с CELMANAXTM  у Вас будет многовекторный подход в решении проблем со здоровье всего с одной кормовой добавкой.